воскресенье, 27 декабря 2015 г.

Леонардо да Винчи (часть вторая)

В этой части моей работы я хочу коснуться множества загадок, которые окутывают личность и творчество Леонардо да Винчи. Этот уникальный во всех отношениях человек оставил после себя множество вопросов, ответы на которые пытаются найти уже много веков. Я не буду пытаться найти ответы, так как не обладаю таким уровнем знаний. Я лишь хочу рассказать о загадках, коснувшись наиболее интересных.

Туринская плащаница

Туринская плащаница-христианская реликвия, четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, было  завернуто тело Иисуса Христа после его смерти. В настоящее время хранится в соборе Святого  Иоанна Крестителя в Турине. Проведенные современные исследования, показали, что холст плащаницы изготовлен в более позднее время. Так кто же изготовил ее и как?

Существует версия, что изготовителем Туринской плащаницы явился величайший гений  Леонардо да Винчи. Считается, что первой эту гипотезу озвучила Лилиан Шварц, американская художница, консультант Школы визуальных искусств в Нью-Йорке.
Шварц тщательно изучала наследие Леонардо. Это она впервые выдвинула сенсационную гипотезу о том, что Мона Лиза – это автопортрет самого художника. С тех пор ее преследовала  мысль, что тот же прием– использовать собственное изображение как модель для создания другого образа - Леонардо мог проделать и с Иисусом. С помощью специальной компьютерной программы она проанализировала два изображения: известный автопортрет художника и лицо на плащанице. Сходство оказалось поразительным!
Многие исследователи плащаницы считают, что следов краски на ней нет, и это не что иное,  как фотография. Неужели этот великий человек, который во многом опередил свое время, мог каким-то образом и фотографировать. Это гипотеза мне понравилась больше всех! Она самая необычная и интересная!

Иоанн Креститель в творчестве Леонардо да Винчи


Иоанн Креститель — согласно Евангелиям ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетомпроповедовал и совершал священные омовения/окунания для очищения от грехов и покаяния иудеев, которые впоследствии стали называться таинством крещения, крестил в водах реки Иордан Иисуса Христа, окунув его в воду. По мнению некоторых  богословов, еврейский народ почитал Иоанна гораздо выше Христа. Иоанн всю свою жизнь проводил в пустыне, был сыном священника, носил необычайную одежду, призывал всех ко крещению.




Во времена жизни Леонардо да Винчи, почтение Иоанна Крестителя выше Христа жестоко преследовалась церковью. Однако во многих картинах Леонардо, кажется выражает свое предпочтение ему. Так, на знаменитой картине «Мадонна в гроте», автор ставит образ Иоанна выше Христа, что не допускалось в изобразительном искусстве. Кроме того, Матерь Божия обнимает Иоанна, а не Христа.
На картине «Святой Иоанн Креститель», впервые Св.Иоанн изображён не аскетом, как во всех иллюстрациях, а с улыбкой на лице. Это одна из последних картин мастера. Она была взята им с собой во Францию вместе с «Джокондой» и «Святой Анной с Марией и Младенцем» и находилась рядом с автором в последние минуты его жизни.
Образ Иоанна, созданного Леонардо, сильно отличался от канонического. Вместо сурового аскета с длинной бородой на картине изображен цветущий молодой человек, с какой-то вызывающей двусмысленной улыбкой. Подобными утонченными чертами лица, такими же неясными улыбками, Леонардо наделял в своих последних работах и мужчин и женщин, словно стирая разницу между полами.
 Есть предположения, что Леонардо был рыцарем ордена тамплиеров, рыцарей Иерусалимского храма Соломона, основанного в 1118 году. Этим можно объяснить преклонение Иоанну Крестителю, так как рыцари этого ордена почитали его как главного святого.


Мона Лиза

Картина «Мона Лиза», пожалуй самое известное и самое загадочное произведение Леонардо. На этой картине нет ни подписи мастера, ни даты, ни имени модели. Не сохранилось ни одного предварительного рисунка в альбомах художника, ни одного слова о «Джоконде» в его дневниках. Но сомнений в авторстве Леонардо нет: качество портрета говорит само за себя.
В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Искусствовед Джорджо Вазари, автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», в своем труде написал, что на портрете изображена жена торговца шелком из Флоренции Франческо дель Джокондо. Отсюда и второе название картины «Джоконда».
Однако в более поздний период появилось множество версий того, кто изображен на картине. Есть версия о том, что это мать художника, с которой волею судеб он расстался в трехлетнем возрасте. Некоторые считают, что это портрет самого Леонардо. Другие, что лицо на картине принадлежит наполовину женщине, наполовину мужчине.
Уникальна улыбка Мона Лизы. С разных ракурсов она кажется то счастливой, то насмешкой, то грустной.  Наверное, недосказанность, возможности для интерпретаций, сделали картину такой знаменитой.

Когда я писал эту работу, меня посетила интересная мысль, с которой хочу поделиться с вами. А что, если все странности в творчестве Леонардо да Винчи, такие как отсутствие кубка на столе в картине «Тайное вечеря», передний план Иоанна Крестителя на картине «Мадонна в гроте», Аполлоноподобный Иоанн на картине «Святой Иоанн Креститель», неразгаданная улыбка Мона Лизы, это все специально придуманные ребусы, которые великий мастер оставил следующим поколениям.  Так как Леонардо был действительно великим мыслителем, может он хотел дать повод следующим поколениям размышлять, изучать, думать. Я не знаю так это или нет, но я уже несколько дней нахожусь под впечатлением, увиденных о нем фильмов (1, 2, 3) и прочитанных о его работе статей. Может, это еще одно из наследий великого человека- попытка заставить людей думать спустя многие века?



Использованные источники: 

Комментариев нет:

Отправить комментарий