среда, 16 марта 2016 г.

Альфонс де Ламартин

                                              
Alphonse de Lamartine 1.jpg
 Французский писатель и поэт романтического направления, политический деятель.
         
Альфонс де Ламартин родился 21 октября 1790 года в Маконе.
Он происходил из обедневшей дворянской семьи; и отец его, и мать, убежденные роялисты и католики, постарались передать свои взгляды сыну. Первой его книгой для чтения была библия, первым воспитателем - аббат Дюмон, а вслед за аббатом - отцы-иезуиты из коллежа в Белле. Подобно своим родителям он чтил религию, проклинал революцию и ненавидел Наполеона; с первых дней Реставрации Ламартин верно служил Бурбонам - сначала в личной гвардии Людовика XVIII, позже - на дипломатическом поприще.
Дипломатическая карьера Ламартина развивалась вполне успешно - он довольно быстро прошел путь от секретаря посольства до чрезвычайного и полномочного посланника. Что же касается его литературной карьеры, то она была просто ослепительна и напоминала фейерверк.
В 1820 году он опубликовал свою первую книгу стихов - "Поэтические раздумья", а три года спустя - "Новые раздумья". Обе книги имели невероятный успех и сразу сделали автора одним из знаменитейших поэтов Европы. Впоследствии Ламартин уверял, что вовсе не предназначал этих стихов для печати, а писал их как своего рода поэтический дневник:
"Я выражал себя самого для самого себя. Эти "Раздумья" были вырваны у меня, почти вопреки моей воле, друзьями, которым я прочитал несколько отрывков в Париже", - говорил он в предисловии к первой книге. Не важно, соответствовало ли это утверждение действительности; важно другое: сугубо личный характер этих стихов, был воспринят читателями как поразительное поэтическое открытие.
Особенную роль в жизни Ламартина играла любовь к молодой женщине, воспетой им под именем Эльвира; она рано умерла, и грустные мечты об утраченном счастье наложили на поэзию Ламартина печать меланхолии и заставили его искать утешения в Боге.


О ты, которая мне в душу заглянула,
Как странница земли, как горный серафим
Твоя любовь лучом во тьме блеснула
Глазам восторженным моим.
Явися мне, прелестное созданье,
Скажи мне имя, родину и цель:
Земля ль твоя святая колыбель,
Иль ты небесное дыханье?
  
В честь Эльвиры Ламартина назван астероид Эльвира, открытый в 1888 году французским астрономом Огюстом Шарлуа в обсерватории Ниццы.

Многие читатели восторгались стихами Ламартина. Но не все литературные критики ограничивались восторгами. Иные отмечали монотонность и растянутость этих стихов, бедность их содержания во всем, что не касается чувства. Вероятно, именно это имел в виду Пушкин, когда он писал о "тощем и вялом однообразии Ламартина", и Чернышевский, отмечавший "сентиментальную высокопарность" и "вычурность" французского поэта.
К этим замечаниям можно прибавить, что лирическому герою Ламартина была свойственна полнейшая пассивность и бездеятельность. Религиозные мотивы занимали почетное место в "Поэтических раздумьях", как и во всем творчестве поэта. Покорность судьбе и в конечном счете примирение с судьбой - вот что коренным образом отличает ламартиновского героя от героев-бунтарей Байрона или Гюго.
После падения Бурбонов Ламартин довольно быстро перешел на позиции буржуазного либерализма и благополучно продолжил свою политическую карьеру в качестве депутата парламента.  
На новом поприще он прославился красноречием; коллеги-парламентарии охотно выслушивали эффектные речи поэта, восхищаясь их риторическими красотами; но так как эти речи обычно парили в высях и редко опускались на грешную землю, они мало влияли на исход голосования.
Определенных политических планов у Ламартина не было; он поддерживал консервативный кабинет, а когда ему предложили председательство в палате, Ламартин отказался, заявив, что он прогрессист, а они — консерваторы. В 1840 году Ламартин выступает за уничтожение Турецкой империи, предложив отдать Константинополь — России, Египет — Англии, а Сирию — Франции. С 1843 года он становится решительным противником консервативного направления. Слава Ламартина достигла своего апогея в 1847 году, когда он выпустил в свет «Историю жирондистов». Впечатление получилось громадное, ряд блестящих портретов и описаний, проникнутых республиканским настроением.
Политические заботы почти не оставляли времени для поэзии, поэтому задуманная Ламартином грандиозная эпопея о судьбах человечества, для которого земная жизнь - это лишь приготовление к встрече с божеством, осталась неосуществленной.

Но может у вселенной есть предел,
А дальше - солнце, небо, звёзды – всё другое?
Туда бы я душою улетел,
Оставив на земле своё земное... 

В эти годы он пишет две поэмы религиозно-философского содержания: "Жослен" и "Падение ангела". В первой из них рассказана история жизни католического священника, непрерывно жертвующего собой и своим счастьем ради ближних. Во второй - падший ангел, полюбивший смертную женщину, проходит через испытания земной жизни, чтобы очистить себя страданием.
На этом, в сущности, кончается история жизни Ламартина-поэта: кроме малозначительного сборника "Поэтическое созерцание" (1839 г.),. он больше почти ничего не создает в области поэзии.
 Но Ламартин, сыграл свою роль в истории и как политик. Особенно это проявилось в дни революции 1848 года.
Революционная волна высоко вознесла Ламартина: он стал министром иностранных дел и фактическим главой Временного правительства в 1848 году. Неудержимым потоком полились его многочисленные речи; содержание этих речей великолепно охарактеризовали Маркс и Энгельс: " В то время, когда Ламартин произносил сладкие речи, возглавляемое им правительство своим бездействием и нерешительностью дало возможность силам контрреволюции объединиться и победить. В трагической судьбе февральской революции 1848 года есть немалая доля вины Ламартин".
Последние годы его жизни были трудными. Растратив на прихоти свое немалое состояние, вечно нуждаясь в деньгах, он стал торговать своим именем, устраивал лотереи в свою пользу. Более того - за два года до смерти он принял денежный подарок от Наполеона III, чем навлек на себя всеобщее презрение. Пожалуй, старость Ламартина лучше всего охарактеризовать одной единственной строчкой из его "Последней песни паломничества Чайльд-Гарольда":
Рухнувший памятник, в котором обитает одно лишь эхо.

Не знаю, какой был Ламартин политик, но произведения его очень нежные и лирические. По моему мнению, просто немного несовместимы поэзия и политическая деятельность. Политика – это деятельность полная интриг, заговоров, обмана. Поэзия- это чистота, романтичность. Поэзия Ламартина  действительно не бунтарская. Но от этого, она не становится менее красивой, проникновенной. Не всем же быть бунтарями и революционерами. Кто-то просто живет ради красоты природы и любви. 

Афоризмы Ламартина.

  • Совесть — закон законов.
  • Человеческое чувство должно интересовать других только тогда, когда оно высказано во всеуслышание.
  • История должна относиться к событиям непредвзято и спокойно. В противном случае она ужаснется и не поймет истинной природы того, за изучение чего взялась.
  • Некоторые из событий сравнимы с засыхающими ветвями: увядая, они опадают с древа истории, исчезая бесследно, но давая место новым.
  • Истинная цель должна стоять впереди своего пути. Достигнув ее, не стоит сворачивать обратно.

dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/4405/ЛАМАРТИН
forum.poets-club.ru › ... › Поэты о поэзии и критике › День поэта

Комментариев нет:

Отправить комментарий