воскресенье, 22 ноября 2015 г.

"Опыты" Мишель Монтень


 Мишель де Монтень французский писатель и философ эпохи ВозрожденияМонтень родился в дворянско-буржуазной семье. Получил хорошее образование. Монтень был советником парламента города Бордо, но рано покинул службу и в уединении своего замка последние тридцать лет жизни работал над своей главной книгой. Его труды прерывались возвращением к общественной деятельности: дважды королевским указом он назначался мэром Бордо. Как все гуманисты, Монтень отстаивал веротерпимость и приветствовал воцарение Генриха Наваррского, единственно законного короля, который положил конец междоусобице. Главным делом жизни Монтеня стала книга эссе, уже при его жизни выдержавшая четыре издания.
Начинается она обращением к читателю:
«Это искренняя книга, читатель. Она с самого начала предуведомляет тебя, что я не ставил себе никаких иных целей, кроме семейных и честных. Я нисколько не помышлял не о твоей пользе, ни о своей славе. Силы мои недостаточны для подобной задачи. Назначение этой книги - доставить своеобразное удовольствие моей родне и друзьям: потеряв меня, они смогут разыскать в ней кое-какие следы моего характера и моих мыслей».
Уже по этим строкам видно, что в этом произведении Монтень раскрывает перед читателем свои мысли и чувства, свой душевный склад, свои мельчайшие привычки:
«Люди обычно рассматривают друг друга, я же устремляю мой взгляд внутрь себя». По моему мнению, узнать себя, понять себя до конца очень трудно. Мне кажется, что если человек все про себя знал бы, ему не интересно было бы жить.
Монтень прав, подчеркивая свое новаторство в искренности и бесстрашии самонаблюдения. Читатель его книги ощущает, что знает автора ближе, достоверней, чем многих своих реальных знакомых. Но "Опыты" - нечто большее, чем вершина самонаблюдения. Монтень - натура незаурядная, человек тонкий и образованный, усвоивший глубже иных гуманистов уроки античной философии. Он познает самого себя с целью познать окружающих. В результате "Опыты", кроме поразительно живого портрета автора, стали одной из лучших философских книг о человеке - человеке позднего Возрождения и человеке вообще.
Монтень утверждает, что всякий человек воплощает в себе всю человеческую природу. Это утверждение отличается от средневековых взглядов на человека, согласно которым любимое творение Божие, человек, наделялся от Бога готовым характером. Новый взгляд на человека как на существо вечно подвижное, о котором нельзя составить устойчивое и единообразное представление. Монтень в себе самом акцентирует непостоянство, склонность к колебаниям, размышляет над зависимостью своих решений от внешних обстоятельств. Монтень как бы показывает душевный мир человека изнутри, предельно крупным планом.
Хотя к имени Бога Монтень обращается достаточно часто, человек у него больше не руководствуется догматами церковной морали. Монтеню-гуманисту наилучшим жизненным принципом представляется следование закону природы, соблюдение предписанной ею меры. Мне самому кажется порой, что я атеист. Но мне понравилась мысль о том, что бог для человека совершенно непостижим, что та крупица разума, которая есть у человека, не позволяет ему постичь бога.
Монтень пишет, что богатство не имеет ничего общего со спокойствием. Он пришел к очень мудрой мысли, что каждому живется хорошо или плохо в зависимости от того, что он сам об этом думает. Счастье и несчастье не имеют ничего общего с богатством.
Мне было немного не понятно, что Монтень немного себя недооценивал. Он себя полагал личностью посредственной, и единственным своим достатком считал то, что он ясно видит свои недостатки. Его не удовлетворяла и его внешность, и душевные качества. Например я, себе очень нравлюсь и очень себя люблю. Хотя некоторые считают это недостатком, но я не понимаю, как можно любить других, если не любишь себя.
Мне очень понравилось, что Монтень не любит менять своего мнения. Правда, тупо стоять на своем, когда и ты уже сам понимаешь, что не прав тоже не надо, но уметь отстаивать свои взгляды очень важно.
Монтень пишет о человеческом предназначении.«Нет ничего более прекрасного и достойного одобрения, чем должным образом хорошо выполнить свое человеческое назначение».
«И когда недостает способности мыслить, человек обращается к опыту». В мои 12 трудно понять эту мысль. Может пойму с опытом?
Монтень осуждает тот факт, что во Франции много законов. Действительно, главное, что бы законы были хорошими. А самые хорошие законы, как считает Монтень, устанавливает сама природа. И еще главное, чтобы они исполнялись.
Изучая себя, Монтень стал лучше понимать других. Он иногда людей понимал лучше, чем они сами себя понимают. Но не многим нравилось, слышать о себе правду. А говорить правду Монтень считал необходимым, ибо ничего не портит человека так, как лесть. Он считал, что даже Александр великий, был беззащитным перед лестью. Я считаю льстить не надо, но и не обязательно говорить человеку, что он дурак.
Мне было интересно его отношение к болезням. Он пишет, что не следует безрассудно сопротивляться болезни, но и безвольно ей поддаваться тоже не надо. Разум всегда придет на помощь. Есть время, когда всем органам время стареть и портиться. Смерть это явление естественное и справедливое.
В своем труде Монтень изучал себя, но когда я читал это произведение, больше думал о себе, пытался в себе найти ответы на те вопросы, которые ставил Монтень.

Комментариев нет:

Отправить комментарий