воскресенье, 29 мая 2016 г.

Жозеф Жюст Скалигер




Жозеф Жюст Скалигер — французский гуманист-филолог, историк и воин, итальянец по происхождению, один из основателей современной научной исторической хронологии, издатель и комментатор античных текстов. Сын Жюля Сезара Скалигера, итало-французского гуманиста: философа, филолога, естествоиспытателя, врача, астролога, поэта, внук картографа Бенедетто Бордоне.
Жозеф Скалигер родился 5 августа 1540 года в городе Ажен. Он был третьим сыном знаменитого учёного-филолога Жюля Сезара Скалигера. С 12 лет Жозеф учился в коллеже Гиени в Бордо. После смерти отца в 1558 году отправился в Париж. Четыре года учился в Сорбонне. В результате молодой Скалигер в совершенстве овладел не только латинским и древнегреческим, но также еврейским и арабским языками. Энциклопедическое владение доступными в то время источниками создали Скалигеру славу крупнейшего филолога. Его комментарии к трактату Марка Теренция Варрона «De lingua Latina» и лексикографическому труду римского грамматика Секста Помпея Феста открыли учёному миру архаическую латынь.

В 1560-х годах Жозеф Скалигер совершил путешествие по Италии, затем — по Англии и Шотландии. Во время поездки, в 1562 году, он становится кальвинистом. Жозеф Скалигер принимал участие в религиозной войне своего времени: как учёный-филолог он разоблачал подложность ряда папских документов, как солдат — сражался в рядах гугенотов.
После Варфоломеевской ночи Жозеф Скалигер бежит в Швейцарию и становится профессором в Женевской академии.
В 1593 году Жозеф Скалигер отправляется в Нидерланды. Остаток жизни он проводит в университете Лейдена, где своей деятельностью способствует расцвету филологии в Нидерландах.
Скалигер скончался 21 января 1609 года в Лейдене, Голландия. В честь него назван один из институтов Лейденского университета. Энциклопедический словарь Гранат каждому тому предпосылает слова Скалигера: «Lexicographis secundus post Herculem labor» (Труд лексикографа уступает лишь труду Геркулеса).
Одна из заслуг Жозефа Скалигера — создание научной хронологии как вспомогательной исторической дисциплины. Его познания в языках и истории многих народов, в математике, астрономии и теологии проявились в его «Новом сочинении об исправлении хронологии», дальнейшим развитием этого труда стала книга «Сокровищница хронологии», в которую он включил также важнейшие источники по древней хронологии. В этих работах описаны системы исчисления времени, применявшиеся у разных народов (от Древнего Рима и Древней Греции до Восточной Азии и мексиканцев), и найдены способы перевода между этими системами. Скалигер широко использовал метод астрономической датировки событий по затмениям.

Скалигер предложил простую хронологическую шкалу по годам, к которой можно было бы приводить все исторические даты — юлианский период, астрономический способ измерения времени, при котором считается число дней, прошедших начиная с полудня 1 января 4713 до н. э. юлианского календаря. Она основана на цикле длительностью 7980 лет, который получается перемножением трех характерных для юлианского календаря периодов — 28-летнего (период повторения дней недели), 19-летнего (период повторения пасхального лунного цикла) и 15-летнего цикла индиктов с началом отсчета 1 января 4713 до н. э., когда совпадают первые годы всех этих циклов.
До Скалигера историки пользовались теми хронологическими системами, которые находили в источниках: например для описания событий античности — по олимпиадам, по консулам, от основания Рима, а при сравнении дат полагались на некоторые известные синхронизмы. Скалигер первым поставил задачу систематического исследования соотношения различных календарных систем и хронологических эр.

В основу своей версии хронологии Жозеф Скалигер положил восстановленные им на основании обширных цитат у византийских историков хронологические сочинения Евсевия Кесарийского и его предшественника Секста Юлия Африкана, а также труды их продолжателей Иеронима Стридонского и Идация. Скалигер написал подробные комментарии и примечания к Хронике Евсевия. За «Примечаниями» следует систематическое изложение начал хронологии, с таблицами вычислений, ссылками на древние документы и т. п. Гуманитарная учёность Иосифа Скалигера превосходила собой знания и методы его предшественников. В сочинении «О монетном деле» Скалигер первым из историков оценил важность изучения древних монет.


Вместе с тем математические познания Жозефа Скалигера были не столь значительными. Известно, что он считал себя автором истинной квадратуры круга, которую опубликовал в 1594 году в книге «Cyclometrica elementa duo». Хотя его метод оспаривался современными ему геометрами, Жозеф Скалигер настаивал на своей правоте: согласно его ошибочным рассуждениям, равнялось бы корню из 10 (примерно 3,16…), что являлось менее точным значением, чем даже у Архимеда (22/7 = 3,142…).

Важный вклад внёс Скалигер в лингвистику. В написанном им в 1599 году труде «Рассуждение о языках европейцев», Скалигер фактически впервые сформулировал понятие «языковой группы», или, в его терминологии, «матрицы», разделив все известные ему европейские языки на 11 групп, произошедших от 11 праязыков-матриц . Эти матрицы суть: греческая, латинская (в современной терминологии — романские языки), тевтонская (германские языки), славянская, эпирская (албанский язык), татарская (тюркские языки), венгерская, финская (к ней Скалигер отнёс финский и саамский языки), ирландская (кельтский язык Ирландии), британская (кельтские языки Британских островов и французской Бретани), кантабрская (баскский). Однако факта родства между самими «языками-матрицами» Скалигер не заметил (этот шаг сделал 100 лет спустя Лейбниц); по мнению Скалигера, все 11 праязыков произошли от иврита после Вавилонского столпотворения.
Составленный и изданный им в 1572 г. словарь древнегреческого языка «Сокровищница греческого языка» пользовался наибольшей известностью среди подобных и неоднократно переиздавался с различными дополнениями и изменениями.
Многие труды Скалигера подвергались резкой критике, особенно со стороны католических религиозных деятелей. Особенную критическую активность в отношении Скалигера проявлял религиозный ренегат Каспар Шоппе, написавший в 1607 году 900 страничный пасквиль «Scaliger hypobolimaeus» (Скалигер подложный), в котором, кроме критики теорий Скалигера, оспаривал его учёность и благородное происхождение. Он продолжил своей книгой анонимное сочинение иезуитов «Амфитеатр чести, в котором зарезаны обвинения кальвинистов против иезуитов» 1605 года.
Некоторые сочинения Скалигера попали в Индекс запрещённых книг - список, реестр, указатель книг, запрещенных католической церковью, и продержались там до отмены «Индекса» в 1966 году.
Для меня Скалигер интересен тем, что несмотря на то что он был философом, ученным, лингвистом, и мог заниматься только научной работой, у него была и гражданская позиция. В современном мире многие ученные не вмешиваются в политику, занимая для себя очень удобную позицию. Скалигера же не обошли политические потрясения своего времени, он как солдат сражался на стороне гугенотов. По моему мнению это характеризует человека с положительной стороны.



chronology.org.ru/newwiki/Скалигер,_Иосиф_Юстус






Комментариев нет:

Отправить комментарий