Религиозные (гугенотские) войны во Франции, это войны между католиками и кальвинистами (гугенотами) в 1562–1598 годах.
Протестантизм в форме кальвинизма распространился во Франции в первой половине XVI века. Королевская власть, первоначально терпимо относившаяся к Реформации, с 1534 г. перешла к политике репрессий против ее сторонников. Тем не менее, при Генрихе II (1547–1559) к кальвинизму примкнули многие представители дворянства и городских слоев южной и юго-западной Франции. Французских кальвинистов, называвших себя с 1532 гугенотами (от Юга Безансона, лидера женевских кальвинистов, и западно-швейцарского «эйдгенот» – «сообщник»), возглавили принцы крови Антуан Наваррский, Луи Конде из дома Бурбонов и три брата Колиньи.
Радикальную католическую партию возглавляло семейство герцогов Лотарингских де Гизов, стремившееся как полностью изгнать гугенотов из Франции, так и ограничить власть короля. Была еще партия «политиков», или умеренных католиков. Они выступали за сохранение католицизма в качестве господствующей религии и предоставление гугенотам свободы вероисповедания. В ряде случаев они выступали на стороне гугенотов против Гизов.
После смерти Генриха II и восшествия на престол Франциска II (1559–1560) власть оказалась в руках аристократического рода Гизов – герцога Франсуа Гиза и его брата кардинала Шарля Лотарингского, которые усилили гонения на гугенотов, введя смертную казнь за тайные религиозные сборища. К недовольству гугенотов прибавилась неприязнь к Гизам высшей аристократии. В 1560 г. оппозиционеры составили заговор, руководителем которого стал дворянин Ла Реноди; они планировали захватить короля и арестовать Гизов (Амбуазский заговор). Узнав о заговоре, Гизы пошли на уступки: 8 марта 1560 г. они издали эдикт, запрещающий религиозные гонения. Это не удовлетворило рядовых заговорщиков, которые стали собираться в окрестностях Амбуаза, где находился королевский двор. Однако они были разбиты правительственными отрядами. Гизы отменили Мартовский эдикт и сурово расправились с мятежниками. Принц Конде был арестован и приговорен к смерти. Его спасла только внезапная кончина Франциска II 5 декабря 1560 г.
На престол взошел несовершеннолетний Карл IX, а реальная власть оказалась в руках его матери регентши Екатерины Медичи. Гизы утратили свое влияние, Конде был освобожден и приближен ко двору. Екатерина при поддержке канцлера М.Л'Опиталя, главы партии «политиков» (поборников веротерпимости во имя высших интересов государства), пыталась проводить курс на примирение враждующих сторон. В январе 1562 был издан Сен-Жерменский (Январский) эдикт, позволивший гугенотам исповедовать свою веру за городскими стенами или в частных городских домах. Но Гизы и бывшие соратники Генриха II, недовольные уступками кальвинистам и ростом влияния принца Конде, образовали «триумвират» (Ф.Гиз – Монморанси – Сент-Андре). Триумвиры вступили в переговоры с католической Испанией о совместной борьбе против протестантов.
Первая религиозная война (1562–1563). 1 марта 1562 г. Франсуа Гиз напал на совершавших богослужение гугенотов в местечке Васси и жестоко с ними расправился. Триумвиры захватили Карла IX и Екатерину Медичи в Фонтенбло и добились от них отмены Январского эдикта. В ответ Конде и Ф. д'Андело заняли Орлеан, сделав его своим оплотом; они заключили союз с английской королевой Елизаветой I и немецкими протестантскими князьями. Получив подкрепление из Германии, Конде подошел к Парижу, но затем двинулся в Нормандию. 19 декабря 1562 г. у Дре он был разбит войсками триумвиров и взят в плен. Возглавивший гугенотов адмирал Колиньи укрылся в Орлеане. Ф. Гиз осадил город, но вскоре погиб под его стенами от руки убийцы. Смерть Гиза открыла путь к переговорам. В марте 1563 г. лидеры гугенотов и католиков при посредничестве Екатерины Медичи заключили Амбуазский мир, в своих основных пунктах подтвердивший Январский эдикт.
Вторая религиозная война (1567–1568). Обострение отношений между гугенотами и королевской властью привело к постепенному отходу Екатерины Медичи от политики веротерпимости. Воспользовавшись походом испанской армии герцога Альбы в Нидерланды (1566), регентша собрала под предлогом защиты французских границ большую армию, которую внезапно двинула против гугенотов (лето 1567). Их вожди, предупрежденные об этом, сделали попытку захватить короля и его мать в бургундском замке Монсо. Те, однако, успели бежать в Мо, а затем, благодаря мужеству швейцарской гвардии, прорвались в Париж. Конде осадил столицу, но 10 ноября 1567 был разбит коннетаблем Монморанси у Сен-Дени. Преследуемые войсками католиков под командованием Генриха Анжуйского, брата короля, гугеноты отступили в Лотарингию, где соединились с армией немецких наемников пфальцграфа Иоганна-Казимира. В начале 1568 их объединенные силы оттеснили католиков к Парижу и осадили Шартр. В этих условиях Екатерина пошла на заключение 10 марта 1568 мира в Лонжюмо, подтвердившего положения Январского эдикта; она также предоставила Конде крупный кредит для расчета с Иоганном-Казимиром.
Третья религиозная война (1568–1570). Получив передышку, Екатерина Медичи стала готовить новое нападение на гугенотов. Гугенотская армия и в этой войне одержала победу. Когда в 1570 году гугеноты двинулись на столицу, правительству Карла IX пришлось спешно заключить с ними Сен-Жерменский мир, который предоставил гугенотам свободу вероисповедания во всей Франции, кроме Парижа, и право занимать государственные должности; в обеспечение договора им были переданы четыре крепости – Ла-Рошель, Монтобан, Коньяк и Ла-Шарите.
Четвертая война началась в 1572 году после того, как католики устроили 24 августа 1572 года, в день Святого Варфоломея, резню гугенотов, съехавшихся в Париж на свадьбу Генриха, короля Наваррского, и принцессы Маргариты Валуа. Было убито более 9 тысяч человек, в том числе многие вожди гугенотов. Генрих Наваррский был заключен в Лувр. В 1573 году было достигнуто перемирие, но в 1574 году боевые действия возобновились. Они не принесли решительной победы ни одной из сторон. Король был вынужден заключить с гугенотами Ла-Рошельский мир, подтвердивший условия Сен-Жерменского договора и закрепивший за гугенотами Ла-Рошель, Ним и Монтобан.
Пятая религиозная война (1574–1576). Понимая необходимость консолидации своих сил, гугеноты предприняли шаги по созданию собственной политической организации. В результате съездов в Мило в 1573 и 1574 и в Ниме в 1575 возникла Гугенотская конфедерация – своеобразная федеративная республика на юге Франции со своими органами управления и армией. Перед лицом политического раскола Франции новый французский король Генрих III (1574–1589) начал очередную безуспешную попытку искоренить «ересь». Гугеноты получили крупную финансовую помощь от Англии и большое войско от пфальцграфа Иоанна-Казимира; в феврале 1576 Генрих Наваррский бежал из Лувра и возглавил протестантскую армию. После того как протестанты овладели важными крепостями в Ангулеме и в Нормандии, король издал в Болье в 1576 эдикт, повторивший условия Ла-Рошельского мира; вдобавок Франциск Алансонский получил Анжу, Турень и Берри, Генрих Наваррский – Гиень, а Луи Конде– Пикардию; протестантам было предоставлено дополнительно еще восемь крепостей.
Шестая (1576–1577), седьмая (1580) и восьмая (1584–1598) религиозные войны. Неудачи королевской власти в борьбе с гугенотами и возникновение кальвинистской республики на юге страны побудила католиков создать свою политическую организацию. В 1576году в Перонне по инициативе Г.Гиза была образована Католическая лига. На Генеральных штатах в Блуа члены лиги открыто потребовали полного истребления гугенотов. Генрих III провозгласил себя главой Лиги и аннулировал эдикт в Болье. Вспыхнула новая война, в которой на стороне протестантов выступили Швеция, Дания, Англия и немецкие протестантские князья. Эта война, не знавшая крупных военных столкновений, но сопровождавшаяся жестокими стычками и разбоем, завершилась в сентябре 1577 г. Бержеракским миром, закрепленным эдиктом в Пуатье: он повторял в основном условия эдикта в Болье, но также требовал ликвидации всех политических организаций, как католиков, так и кальвинистов. По истечении трехлетнего срока действия этого мира в 1580 разразилась новая, седьмая, война, в результате которой король уступил Генриху Наваррскому Керси и Аженуа.
В 1585 году, когда Генрих Наваррский, отлученный папой от церкви глава гугенотов, заявил претензии на французский трон, началась кровопролитная Война трех Генрихов — Генриха III, Генриха Наваррского и Генриха, третьего герцога де Гиза.
Генрих Наваррский одержал победу, несмотря на то, что его противники пользовались военной поддержкой Испании. Он разбил Генриха III при Котрэ в 1587 году. Генрих III вынужден был подтвердить свободу вероисповедания. Тогда Гизы в 1588 году подняли восстание в Париже и изгнали оттуда короля. Генрих пошел на уступки лидерам Католической лиги, объявил о поддержке исключительных прав католиков, но по возвращении в Париж организовал убийство Генриха де Гиза и его брата кардинала Луи де Гиза. Затем, заручившись поддержкой Генриха Наваррского, объявленного наследником престола, Генрих III подавил выступления Лиги, но в 1589 году был убит фанатиком-монахом Жаком Клементом.
Генрих Наваррский, ставший Генрихом IV, стал первым королем Франции из династии Бурбонов. Но Католическая лига, пользовавшаяся особо сильной поддержкой среди населения Парижа, отказалась признать его королем. Генрих разбил войска Лиги при Аркэ в 1589 году и при Иври в 1590 году, но не мог овладеть Парижем до 1594 года. Чтобы вступить в столицу Франции, ему пришлось вернуться в лоно католической церкви. Приняв в июле 1593 г. католическую веру, он выбил последнее оружие из рук своих врагов. В марте 1594 Париж открыл перед ним ворота. В 1595 г. в союзе с англичанами и голландцами Генрих IV разгромил испанцев при Фонтен-Франсез, а в 1598 г. заключил с Испанией Вервенский мир. К этому времени уже вся Франция признала его власть. 13 апреля 1598 он издал Нантский эдикт, который подвел итог Религиозным войнам. Гугеноты получили право занимать государственные должности, свободно отправлять свой культ везде, кроме Парижа, иметь своих представителей при дворе и армию в двадцать пять тысяч человек; им предоставлялось во владение двести городов; государство обязалось выделять средства на их богослужебные нужды.
В результате Религиозных войн во Франции возникло своеобразное гугенотское государство в государстве, и установилась относительная религиозная терпимость. Королевская власть сумела выстоять и вскоре восстановила свои прежние позиции. После Ла-Рошельской войны с гугенотами 1627–1628 г. Людовику XIII ликвидировал их политическую самостоятельность, а в 1685 г. Людовик XIV, отменив Нантский эдикт, уничтожил их религиозную автономию.
Моя точка зрения:
- В противостояни католиков и гугенотов, мои симпатии на стороне гугенотов. Все войны начинали католики, и лишь после того, как чувствовали близкое поражение, заключали очередной договор о мире. Больше всех мне не понравилась Екатерина Медичи, которая всместе со своим сыном Карлом, устроила Варфоломеевскуя ночь, что я считаю подлым поступком.
- Мне кажется, что вести религиозные войны не правильно, каждый человек сам выбирает в кого и как верить.
Источники:
Комментариев нет:
Отправить комментарий