Дезидерий Эразм Роттердамский родился 28 октября 1469 года в Гауде, пригороде Роттердама.
Роттердамский крупнейший учёный прозванный «князем гуманистов». Он подготовил первое издание греческого оригинала Нового Завета с комментариями, положил начало критическому исследованию текста Священных писаний. Писал преимущественно на латыни.
«Похвала Глупости»– одно из центральных произведений Эразма Роттердамского. Первая публикация этого произведения была осуществлена в 1511 году, а всего было выпущено около 40 прижизненных изданий.
«Похвала Глупости» во многом обязана своим существованием длительному путешествию Эразма по Европе. Автор писал, что оно было создано от нечего делать. Замысел книги зародился у него в 1509 году, когда он пересекал Альпы по пути из Италии в Англию. Книга была в короткий срок написана в Лондоне, в доме Томаса Мора, которому была посвящена с шутливым намеком на сходство, ибо «moros» значит по-латыни «глупец».
Произведение написано в ироническом жанре. Книга представляет собой монолог Глупости; захлебываясь от восторга, она распевает сама себе дифирамбы. Эразм в язвительной форме воздает хвалу госпоже Глупости, безраздельно правящей миром, которой все люди поклоняются.
В первой части Эразм словами Глупости доказывает власть последней над всей жизнью: «Но мало того, что во мне вы обрели рассадник и источник всяческой жизни: все, что есть в жизни приятного, – тоже мой дар. Обыщите все небо, и пусть имя мое будет покрыто позором, если вы найдете, хоть одного порядочного и приятного Бога, который обходился бы без моего содействия?». На этом фоне автор описывает дремучего и скучного мудреца, строго судящего всех и вся. Глупость выглядит весьма привлекательно по сравнению с мудрецом. Этот «книжный червяк», противник всего живого и живущего выступает антиподом Глупости, и в реальности оказывается, что настоящая глупость скорее он сам. Мне кажется, что автор не на прямую сравнивает мудрость и глупость, восхваляя одну и принижая достоинства другого. Ведь грань между глупостью и мудростью весьма относительна. Извечный вопрос «А судьи кто?», здесь очень уместный. Ведь отношение к одному и тому же может быть разным. А абсолютной истинны, скорее всего не существует.
Заложив теоретическое основание для своего рассуждения, во второй части Эразм переходит к более конкретным вопросам: «различным видам и формам» глупости. Поскольку «большинство людей глупы, и всякий дурачится на свой лад», оказывается, что «в человеческом обществе все полно глупости, все делается дураками и среди дураков». Я бы добавил и для дураков. Современное общество, порой кажется создано исключительно для дураков. Эразм пишет, что нет никакой разницы между мудрецами и дураками, либо положение дураков не в пример выгоднее. А быть ли дураком или нет, мне кажется выбор каждого человека. Дуракам легче живется. Но мне например не хочется им быть.
Эразм прибегает к бытовым зарисовкам. Он касается жизни всех социальных слоев, не оставляя без своего внимания ни простых, ни знатных, ни образованных, ни людей неученых. Глупостью руководствуются люди всех сословий и прослоек, все нации, ибо Глупость богата и коллективными проявлениями. Самым же печальным из них служит война. Я полностью согласен с автором. Война самая большая глупость на свете. Ведь она приносит столько горя и страданий. Автор пишет, что война обычно ведется всякого рода подонками общества. Ведь все люди рождаются один раз и насколько наше планета была бы прекрасней, если бы люди все свои усилия направили бы на добрые дела.
Не обошла и сатира Эразма церковных злоупотреблений. Особенно досталось монашеским орденам. Перед судом бога, священники все оказываются никчемными. Они пытаются выставить свои достижения, но Христос прерывает их: «Откуда эта новая порода иудеев? Лишь один закон признаю я моим, и как раз о нем ничего до сих пор не слышу». «Я завещал вам лишь одну заповедь – возлюбить друг друга, и как раз о ней ничего до сих пор не слышу».
В заключительной части своего произведения, автор делает следующий вывод. Глупость, беспамятство, безумство – это истинное блаженство, настоящий смысл жизни. «Всех счастливее тот, кто всех безумнее».
Сам Эразм смотрел на это своё произведение, как на литературную безделку, — но своей литературной знаменитостью и своим местом в истории он обязан этой безделке во всяком случае не в меньшей степени, чем своим многотомным учёным трудам.
Евросоюз значимость "Похвалы глупости" отметил выпуском юбилейных монет в 2009 и в 2011 годах, приурочив к 500-летию написания книги (1509) и ее издания (1511). 500-летие первого издания книги отмечалось под эгидой ЮНЕСКО.
Эразму Роттердамскому принадлежат много афоризмов. Вот некоторые, которые понравились мне больше всего:
Иметь много друзей — значит не иметь ни одного.
Людьми не рождаются, а воспитываются.
Привычку может победить только другая привычка.
В стране слепых одноглазый — уже король.
«Похвала Глупости» Эразма Роттердамского первый раз была издана в 1511 году, через два года после того, как была написана. За несколько месяцев произведение издавали семь раз. Всего при жизни автора она была переизданав разных местах не менее 40 раз. Изданный в 1898 году дирекциейуниверситетской библиотеки в Бельгии, предварительный и, следовательно,подлежащий дополнению список изданий сочинений Эразма Роттердамскогонасчитывает для «Похвалы Глупости» более двухсот изданий (включаяпереводы).
Со времени появления печатного станка, это был первый случай поистине колоссального успеха печатного произведения.
Хотя первое издание "Похвалы глупости" на русский язык было осуществлено лишь в 1840 году, это
произведение уже имело длительную историю русских переводов.
произведение уже имело длительную историю русских переводов.
Оно было известно образованным кругам русского общества еще с начала XVIII века.
Использованные источники:
Комментариев нет:
Отправить комментарий